Старинный денежный шкаф и документальный киноархив, царских времен коньячные бутылки с изогнутым горлышком и коллекция довоенных немецких книг по химии, бюст Максима Горького и картина художника Виктора Дубровина, о которой тот напрочь забыл, — все это в списке исторических находок девелоперов и архитекторов Совсем недавно в Старом Английском дворе на территории столичного парка «Зарядье» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего.
Москва 2030» прошла выставка «Находки в реставрации». Чего тут только не было представлено!Деревянные буквы, которые в начале 30-х годов прошлого века украшали фасад комбината газеты «Правда» и, скорее всего, были покрыты тогда сусальным золотом. Подоконники этого же здания, которые, как показал тщательно проведенный анализ, являются фрагментами разрушенного храма Христа Спасителя. Найденные во время реставрационных работ на ВДНХ керамическая люстра павильона «Юные натуралисты» и считавшиеся утраченными образцы минералов из павильона «Геология». Письма, статьи, стихи, визитки — огромный архив, который, предположительно, мог принадлежать Владимиру Гиляровскому. Всего около 200 находок со 100 объектов. «Есть много профессий, где необходимость каких-то стандартов, каких-то механизмов противопоставляется творческому поиску, неожиданности находок. И люди, исходя из своего образа жизни, тоже разделяются на две эти категории. Вот мы представим стройку, которая вся построена на четких правилах, написанных кровью. Мы любим наших строителей. Мы понимаем, чтобы здание стояло, нужно строго следовать определенным правилам, и отступления не приветствуются. А есть реставрация, которая очень похожа на стройку. Бьюсь об заклад, что со стороны вы не отличите реставратора от строителя. Они похожи своими спецовками. Но реставрация состоит как раз из неожиданностей. Реставратор, даже имея какой-то очень хорошо подготовленный проект, часто не может предугадать, что ему подкинет его профессиональная судьба. И чем более неожиданна находка, тем реставратору интереснее и приятнее», — сказал на открытии выставки первый заместитель руководителя департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог столицы Леонид Кондрашев. Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев. Фото: Ярослав Чингаев / АГН «Москва»
И все правильно, а звучит обидно: вроде как представители строительной индустрии ничего не способны понять в тонких, непредугадываемых реставрационных материях, и от ее высокой поэзии их, адептов грубой прозы стройплощадок, лучше держать на расстоянии, чтобы не напортачили. Между тем при всем следовании «четким правилам, написанным кровью», девелоперы тоже способны радоваться неожиданностям в виде исторических находок, искренне гордятся, когда такое происходит на их объектах, и с удовольствием поделились с BFM.ru своими рассказами о «весточках из прошлого», которые бывают и забавными, и грустными, и важными — всякими. Вот лишь некоторые из рассказанных ими историй.
«В 160 метрах от Красной площади мы работаем над проектом, в который входят три здания бывших Теплых торговых рядов со статусом объектов культурного наследия. В ходе подготовительных работ на их территории нашли клады из медных и серебряных монет (от 1790 года), медные нательные кресты XIV века, чернолощеный кувшин XVIII века, оплетенный берестяными полосками. Мы передали эти находки в Музей Москвы», — начинает первую из историй вице-президент по согласованию компании Sminex Самира Левшина.
Кстати, в Музей Москвы и другие музеи города были переданы элементы бытовой утвари, найденные и во время реконструкции единственной деревянной постройки по Долгоруковской улице, уцелевшей после пожара 1812 года, — городской усадьбы А. А. Петрово-Соловово — М. А. Шиллер. Этой работой несколько лет занималась компания «БЭЛ девелопмент». Как вспоминает ее генеральный директор Елена Комиссарова, реставраторы тогда перебрали и пронумеровали все сохранившиеся части сруба, а недостающие элементы восстановили по технологиям строительства XIX века с учетом расположения каждого бревна.
Самира Левшина вице-президент по согласованию компании Sminex «Еще один наш ОКН — ансамбль из парка и четырех исторических особняков. Здесь мы находили и старинного оловянного солдатика, и газету 1924 года выпуска, и другие предметы быта «из прошлого». Или, например, один из наших клубных домов — реконструируемое здание 1915 года, бывший доходный дом страхового общества «Якорь». В ходе реставрации исторического павильона рядом с домом мы обнаружили, что фасады облицованы кирпичом с клеймом «Я» из царской эпохи. Такую связь с историей высоко ценят наши клиенты, и мы всегда рассказываем им об артефактах, найденных на территории интересующих их домов».
А вот что вспоминает о находке их компании директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» Александр Зильберт: «В 2011 году в ходе проведения реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения по адресу Невский проспект, 1 был обнаружен денежный шкаф конца XIX — начала XX века. Изделие украшает эмблема двуглавого орла — благодарность, дарованная императорским домом Францу Карловичу Сан-Галли, на заводе которого и был произведен данный сейф». Дореволюционный денежный шкаф, найденный на шестом этаже исторического здания по адресу Невский проспект, 1. Фото: пресс-служба «Группы ЛСР»
По мнению собеседника BFM.ru, сама находка неудивительна, ведь раньше в первом доме по Невскому проспекту располагался частный коммерческий банк. Невероятно то, что сейф обнаружили на шестом этаже! Подобные предметы весят до тонны, и до сих пор непонятно, как его смогли поднять туда сто лет назад. «В XXI веке нашим инженерам пришлось разработать специальный механизм, чтобы опустить сейф на первый этаж. Его отреставрировали, сейчас он выставлен в холле, и увидеть его может любой желающий», — подчеркивает Александр Зильберт.
Александр Зильберт директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» «Интересную находку мы обнаружили и во время разбора кабинетов и промышленных помещений бывшего завода «Ливиз». Тут нашелся целый киноархив середины XX века. На пленках — документальные кадры о жизни ликеро-водочного завода: работа автоматической линии цеха, отгрузка готового товара, выбор продукции для экспорта, практическая реализация новаторских идей и предложений. Полноценные фильмы на производственную тематику! Все найденные пленки были оцифрованы. Сейчас у нас пока нет конкретных планов по их дальнейшему использованию, но не исключаю, что они станут элементом продвижения проекта в будущем».
При исследовании мастерских Московско-Александровской железной дороги (будущего смыслового центра нового городского квартала столицы) находок случилось сразу несколько. «В цеху 1900-х годов постройки реставраторы обнаружили залитые бетоном в советское время старинные полы из белого чугуна XIX века. Чтобы сохранить важный артефакт, плиты расчистили вручную — реставраторы обработали более 5 тысяч деталей. На время реставрации часть из них украсила собой полы дизайн-пространства. После завершения работ все плиты вновь будут интегрированы в интерьеры объектов культурного наследия», — обещает руководитель по работе с объектами культурного наследия компании Forma Юлия Гапоненко.
Юлия Гапоненко руководитель по работе с объектами культурного наследия компании Forma «На территории квартала обретет вторую жизнь памятник истории, связанный с декабрьскими событиями 1905 года в Москве: монумент 1959 года в виде бронзовой статуи рабочего со свистком, извещающего о начале революции. Сохранилась и стела из мраморных досок с фамилиями рабочих машиностроительного завода «Кросна», располагавшегося в годы Великой Отечественной войны на территории мастерских и окончательно реорганизованного несколько лет назад. После завершения благоустройства квартала оба артефакта будут возвращены горожанам и установлены в прогулочном сквере. Очень часто исторические предметы становятся декоративным элементом обновленного исторического здания, но иногда артефакты не удается вписать в концепцию пространства. В таком случае по закону они должны быть музеефицированы. Например, мы передали Музею Москвы памятную плиту о декабрьском восстании 1905 года».
West Wind Group в принципе специализируется на работе с историческими зданиями, поэтому ее руководитель коммерческого департамента Елизавета Ильюхина, наверное, могла бы рассказывать о находках бесконечно. Но решила остановиться только на четырех.
Елизавета Ильюхина руководитель коммерческого департамента West Wind Group «На одном из объектов обнаружили замурованную оружейную комнату, в которой (предположительно, с 80-х годов ХХ века) хранилось много винтовок ИЖ-22. Они за это время сильно проржавели, и нам пришлось их просто утилизировать. В здании на Цветном бульваре нашли дореволюционную пуговицу, принадлежавшую служащему Орловской железной дороги. Сейчас она хранится у нашего сотрудника. Предполагаем, что аналогичные пуговицы и другие небольшие предметы старины в избытке попадаются строителям, которые по роду своей деятельности часто спускаются в подвалы, участвуют в демонтажных и земляных работах. Также в одном из особняков мы обнаружили картину художника Виктора Дубровина, датированную 1989 годом. Его картины находятся в частных коллекциях во многих странах, а сам он сейчас преподает в одном из художественных вузов Москвы. Наш коллега связался с Виктором Михайловичем. Он забыл об этой работе и не знает, каким образом она попала в тот подвал. Но было интересно найти мастера и пообщаться с ним. И, пожалуй, самая необычная наша находка — большое собрание довоенных научных книг по химии. Его обнаружили в подвальном помещении здания на Земляном Валу, в котором мы проводили редевелопмент. Примечательно, что книги были не советские, их вывезли из немецкой библиотеки в Германии. Когда и при каких обстоятельствах это случилось, неизвестно. Впоследствии часть книг мы использовали в качестве декора на объекте, они органично вписались в лофтовый интерьер. Но книг очень много, найти место всем было невозможно, поэтому еще часть мы перевезли в свой офис».
Рассказы девелоперов с большой охотой продолжают архитекторы, у которых по этой части опыта даже побольше. «Наиболее распространенное место для артефактов при реконструкции — чердак. Моя первая находка такого рода была обнаружена в Ярославле, на чердаке здания в стиле модерн со статусом объекта культурного наследия — это был старый бюст Максима Горького. Но найти в этих пространствах порой можно и достаточно неожиданные вещи: от винтажных предметов быта и утвари до старинных икон. Дело в том, что чердаки часто используют как склад чего-то ненужного в моменте, что приобретает ценность со временем, а значит, самое интересное в домах с историей чаще всего сохраняется именно там. Сейчас в нашем офисе в качестве элементов декора выставлены фрагменты лепнины с фасада старого здания, которые мы успели снять перед его сносом. Хоть объект и не представлял культурной ценности, гипсовая лепнина оказалась интересным артефактом того времени и отлично вписалась в контекст интерьера бюро», — подчеркивает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
Александр Стариков партнер архитектурного бюро Syntaxis «Если исследовать старые заброшенные здания, то при желании можно найти множество деталей, которые способны рассказать о прошлом, но для их поиска необходим наметанный глаз. Вопреки стереотипам из фильмов, артефакты в большинстве случаев — не золотые монеты и подсвечники, а скорее неприметные для невооруженного взгляда вещи. При редевелопменте любого объекта архитекторы обязательно стараются сохранить и открыть пласты прошлого, для того чтобы связь времен была органичной. Даже просто один из слоев отделки и покраски имеет шанс оказаться потенциальным сокровищем, скрытым под более поздними переделками. Если не говорить о каких-либо уникальных случаях и находках, а лишь о том, с чем чаще всего сталкиваются строители и архитекторы в своей практике, то поиск артефактов — скорее прекрасный способ акцентировать и обогатить проект. Например, однажды в ходе работы на объекте мы обнаружили необычную винтажную дверную ручку, которую интегрировали в современный интерьер. Элемент с историей способен украсить дизайн, стать частью внутреннего пространства и даже инструментом маркетинга».
С этой точки зрения интересен опыт, которым поделилась с порталом руководитель и партнер UNK design Марина Димова. Опыт этот связан со зданием усадьбы Шервудов — старинным особняком в неорусском стиле 1911 года постройки, где в начале прошлого века жил Владимир Шервуд, создатель Исторического музея на Красной площади.
Марина Димова руководитель и партнер UNK design «Здание досталось UNK для реставрации и приспособления под штаб-квартиру в печальном, удручающем виде. Но мы понимали, что в таком здании у нас была возможность найти интересные артефакты и использовать их в дизайне интерьера. Находкой, которая в результате стала главным акцентным элементом в новом минималистичном интерьере, стали исконные чугунные лестничные балясины (стойки), которым, как и зданию, более 100 лет. Мы привели их в порядок, спроектировали их интеграцию в интерьер, покрасили в наш красный корпоративный цвет. Кроме того, мы сохранили известные своды «Монье» на минус первом этаже, в некоторых помещениях также сделали сводчатые перекрытия, в лобби воссозданы элементы с лепниной. Еще в здании мы обнаружили газеты 100-летней давности. Сейчас они находятся в нашей библиотеке, где можно в свободное время за чашкой кофе почитать о столичной жизни той эпохи. Редкие фотографии и планы здания усадьбы Шервудов мы разместили в музее истории UNK, которая теперь объединилась со 113-летней историей особняка».
Бюро HADAA вместе с несколькими соратниками занимается сейчас развитием туристического кластера в городе Осташкове рядом с озером Селигер. «Это очень старое и даже древнее место с богатейшей историей, которое скрывает в себе множество ценных открытий. В первую очередь наша работа — это спасение старых, очень красивых домов, расселенных и предназначенных под снос. По закону такие объекты необходимо демонтировать, но в малых городах они практически всегда представляют культурно-историческую ценность и могут быть превращены в точки притяжения. В результате мы спасли четыре памятника, а на три из них нам удалось найти заинтересованных инвесторов. Одно здание наше бюро курирует самостоятельно, а общая идея состоит в формировании единой структуры управления, развития и продвижения бренда города из единомышленников в одном месте», — делится подробностями глава архитектурного бюро HADAA Георгий Тюгаев.
Георгий Тюгаев глава архитектурного бюро HADAA «Наш объект площадью около 300 квадратных метров обладает статусом памятника. Трехэтажный дом XIX века из кирпича расположен на набережной озера Селигер, в центральной части города рядом с большим парком. Это наиболее старая часть Осташкова, где есть множество исторических зданий, например церковь со старинными часами с боем, привезенными из Европы. Нам уже удалось обнаружить много интересного, начиная с монет и заканчивая коньячными бутылками царского времени с изогнутым горлышком. Я уверен, что подобных находок в городе может быть масса, и все их в будущем можно использовать для привлечения туристов, передавать музеям или задействовать в интерьерах. Сейчас, когда многие места на карте страны открываются людям заново, использование артефактов может стать мощным аттрактором привлечения людей и формирования локальных туристических брендов».
«Два года назад в рамках реконструкции одного из павильонов ВДНХ я обнаружил большое живописное полотно размером больше 3,5 метра в длину и 1,5 метра в высоту. Я решил выкупить его и поместить в личную коллекцию. Такие вещи случаются довольно часто, и даже если предмет нельзя монетизировать и извлечь из него выгоду, то у старины часто находятся свои ценители, которые знают, как ее сохранить и в какой контекст поместить. Чем дальше по временной шкале от нас отстоит находка, тем она ценнее просто в силу инфляции истории», — уверен Георгий Тюгаев.
В принципе, конечно, да — у старины часто, практически всегда находятся поклонники. И те самые «весточки из прошлого» действительно могут и стать достойными музейными экспонатами, и украсить интерьер, и привлечь внимание туристов. Но мы же все-таки про стройку с «написанными кровью правилами» не забыли? А потому не может ли историческая находка вдобавок затормозить работы на объекте и стать серьезной головной болью застройщика? И если будущим покупателям или арендаторам интересен сам факт связи проекта с историей, то вправе ли девелопер поставить знак равенства между этим интересом и, скажем, арендной ставкой выше рынка? Продолжим.
Источник