Для индекса Мосбиржи это третье по величине снижение в августе за всю историю российского рынка. Что ожидать на рынках в сентябре и есть ли поводы для оптимизма в свете возможного повышения ключевой ставки ЦБ до 20%? Что произошло на российском фондовом рынком в августе и чего ждать от сентября? Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Российский фондовый рынок в августе чувствовал себя неважно, ничего в этом удивительного нет, если учесть не просто высокую ставку со стороны ЦБ, а ожидания, что эта высокая ставка может еще и прирасти минимум на процент на сентябрьском заседании.
Здесь есть три проблемы. Первая — довольно сложно убедить инвесторов вкладываться в российский фондовый рынок, если можно положить в депозит под 18-19%. Вторая проблема — бизнес, даже крупный бизнес, в кои-то веки начал испытывать проблемы с кредитованием, потому что сложно представить, что дает такую маржинальность, чтобы можно было легко переносить кредитные ставки, которые уже 20+. Третье — сами ожидания по российскому рынку, инфляция, даже не ожидания, а слова ЦБ о планах по дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики как-то не прибавляют оптимизма. К этому всему вспомним, что август всегда очень нехороший для российского рынка и международных, потому что огромное количество народа в отпуске, объемы уходят. Даже без августа у нас объемы торгов последние два года оставляли желать лучшего, и получилось, что весь этот накопившийся негатив привел к тому, что за август мы снизились на 10% практически. Отыграем ли мы эти потери в сентябре, вопрос очень хороший. Главное, что надо понимать, что все-таки заседание ЦБ, которое состоится в середине сентября, над рынком довлеет, оно будет совершенно определяющим фактором, и определяющим фактором будет ожидание этого заседания. На конец августа мы могли видеть возросшие инфляционные ожидания, риски того, что инфляция не снизилась. Соответственно, по ситуации на 1 сентября консенсус экспертов здесь совпадает с будущим, скорее за то, что ставку поднимут, с этой точки зрения давление остается. С другой стороны, если это уже заложено в цене, если все это уже знают, то любое минимальное улучшение ситуации будет отыгрываться с позитивом. Я бы смотрел на сентябрь с осторожным оптимизмом, надеюсь, что падение если не прекратится, то замедлится как минимум и по итогам сентября мы окажемся несколько выше и по ММВБ, и по РТС, чем текущие уровни. Осторожный, но все-таки оптимизм».Август подтвердил свою плохую для рынков репутацию: по глубине падения рубля последний месяц лета занял четвертую строчку со времен дефолта 1998 года. К доллару рубль потерял за месяц 6%, к евро — 7,75%, к юаню — чуть больше 1%. Биржевой курс юаня достигал максимума с конца июня и превышал уровень 12,24 рубля, но закрылся в пятницу, 30 августа, на отметке 12,05 рубля.
Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета «Рубль в августе немножко ослаб, это связано с дефицитом юаневой ликвидности. Многие экспортеры оставляют часть валютной выручки за границей, есть проблемы расчетов за импорт, из-за этого импорт затормозился, что негативно сказывается на курсе. Некоторое умеренное ослабление рубля может продолжиться в ближайшие месяцы, но не слишком радикальное, потому что на рубль есть и другие факторы. Это возможное повышение ключевой ставки ЦБ, которая повышает привлекательность рублевых активов. Это то, что сам ЦБ после последнего заседания поднял прогноз по профициту торгового баланса РФ, это второй фактор, который поддерживает рубль. Третий фактор — сокращение вывоза капитала. Ряд банков ограничивают валютные переводы из России, в частности Райффайзенбанк, один из крупнейших международных банков, который остался работать в РФ, ограничил валютные переводы, это также влияет на укрепление рубля. Но дефицит юаневой ликвидности и геополитика, несмотря на положительные факторы, могут перевесить, и рубль может медленно ослабнуть, возможно, в районе примерно 13 рублей за юань».
Цены на нефть марки Brent в августе после обновления минимумов с начала года пытались расти выше 80 долларов из-за снижения спроса на сырье в Китае и США.
Напряженность на Ближнем Востоке и перебои с поставками из Ливии лишь на время поддержали цены на нефть, которые в итоге завершают месяц падением примерно на 2%.
Источник