Управление бизнесом — мифы и реальность
Успешное управление бизнесом требует не только предпринимательских навыков и знаний в своей отрасли, но и умения эффективно управлять людьми, финансами и процессами.
О том, как предпринимателю освоить и усовершенствовать навыки управления своим бизнесом, редакции журнала “Фокус внимания” рассказала Лилия Камалова, СЕО компании AzarenokPRO.
Нужно ли руководителю компании постоянно учиться, чтобы эффективно управлять?
Из своего опыта могу сказать, что обучение — это процесс, который никогда не заканчивается. Мы просто переходим с одного уровня на другой. В школе нам дают некий пул базовых знаний. Далее, в зависимости от выбранной специальности, мы получаем знания более узкого профиля.
Профессора в вузе говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». А на работе: «Забудьте, что вам давали в институте».
Я бы переформулировала это иначе. Нужно не забыть, а взять всю теорию, которую вам дали, за основу, а потом просто адаптировать все это к реальной жизни.
А уже позже, когда вы начинаете работать в той или иной компании, вы учитесь уже каким-то более прикладным вещам, которые необходимы вам, чтобы расти как профессионалу. Это бесконечный процесс.
Во-первых, нет предела совершенству. И во-вторых, без этого вы рано или поздно столкнетесь с эффектом Даннинга-Крюгера. То есть, примете одно или несколько ошибочных решений, потому что не сможете увидеть картину чуть шире, будучи ограниченными рамками своего кругозора.
Чему нужно учиться в первую очередь? Какие навыки развивать?
Нужно смотреть, какие у вас есть профессиональные навыки и насколько вы хорошо ими владеете. Также важны и «мягкие навыки» — например, коммуникация с окружающими.
Здесь нужно держать баланс. Иначе может выйти перекос. С одной стороны, вроде бы, мы такие умные и всезнающие, но при этом такие социопаты, что не можем донести это до аудитории.
Парадокс!
Если мы говорим о предпринимателях, то совершенно необходимо учиться управлению бизнес-процессами на разных уровнях. Ведь бизнес с оборотом до 500 000 рублей и бизнес с оборотом в 5 000 000 рублей – это две совершенно разные истории.
Что бы вы посоветовали изучить бизнесменам, чтобы стать более эффективными?
Считаю, это вопрос из тех, на которые нет какого-то универсального ответа.
Советовать какие-то шаблонные книги про бизнес-процессы или что-то типа «быть выше, сильнее, быстрее всех» – это будет не очень правильно.
Хороший вариант – читать автобиографические книги и смотреть фильмы на основе историй реальных людей.
Во-первых, это интересно – узнать, как тот или иной выдающийся человек прошел свой путь. Во-вторых, вы можете что-то из чужого опыта примерить на себя.
К примеру, мне понравилась автобиографическая «Карьера менеджера» Ли Якокка – считаю, что эта книга должна быть на столе у каждого управленца.
Там много о жизни, бизнесе и о менеджменте. Из последнего, что я смотрела, могу еще отметить прекрасный фильм «Основатель» про Рэя Крока, который превратил «Макдональдс» в то, чем он является сегодня – один из крупнейших мировых брендов.
Да, и, наконец, не стоит забывать и о классике – нашей и зарубежной. Книги Оноре де Бальзака из цикла «Человеческая комедия» – настоящая энциклопедия бизнеса и психологии деловых людей.
Полезно перечитать «Обыкновенную историю» Гончарова – в ней очень хорошо показана разница между мечтателями и деятелями. Очень отрезвляющее чтение!
«Мертвые души» – книга на все времена. Не зря говорят, что Гоголь написал великолепный учебник по бизнесу.
Также в этом списке «Великий Гэтсби», безусловно. Это не только о том, что «богатые тоже плачут», но и о многих других важных вещах.
Одним словом – читайте классику! Это ваша культура, та база которая, в числе всего прочего, определяет ваш уровень и уровень вашего бизнеса.
Что еще может помочь вырасти в качестве предпринимателя?
Кроме чтения, я бы посоветовала еще трансформационные игры, мастермайнды, воркшопы, мастер-классы. Их сегодня проходит очень много, и они хороши тем, что помогают прокачать коммуникации, получить обратную связь и завести новые знакомства.
Не могу не сказать здесь пару слов о бизнес-игре «Личный Бренд. Активация», которую разработала наша команда AzarenokPRO.
Это особенный проект, аналогов которому сегодня в России нет. В ходе игры участники под руководством Мастеров игры могут проживать новый уникальный опыт и получать ответы на свои запросы через работу с набором карточек, созданных с помощью нейросетей. Также Игра проясняет цели и миссию, которые движут собственником бизнеса. То, что важно для любого предпринимателя в любые времена.
«Тупо стричь бабло» – или «служить миру и людям»? Или, говоря совсем просто – развитие или деградация.
А что выбираете вы?