Эксперты рассказали, как эволюционировало понятие роскоши в сфере недвижимости и каким сегодня должно быть жилье высокого класса Элитные жилые комплексы стали появляться в Москве в 90-х годах прошлого века. Проекты эти сразу приковали к себе внимание, вызвали бурные общественные дискуссии, а главное, легли в основу первой главы захватывающего романа «Московский делюкс».
Каких только историй тут нет! Например, такая: на месте знаменитого «Патриарха» на Малой Бронной мог появиться 12-этажный дом-яйцо, но не случилось. А то, что в итоге случилось, одни все равно назвали едва ли не самым помпезным, вызывающим и уродливым зданием Москвы, зато другие, напротив, — продуманным проектом, не лишенным остроумия. Или такая: «Стольник», который в 2010 году занял первое место в составленном Forbes топ-100 самых дорогих домов Москвы, появился благодаря случайности. Просто к трем молодым архитекторам обратились два бизнесмена (и вот удача — профессиональных девелопера), решившие построить в районе Арбата что-то особенное для себя. «Для себя» оказалось впечатляющим: завершенный в 2003 году проект сразу вошел в энциклопедию современной архитектуры, изданную в Великобритании.
В целом, вспоминая рынок 30-летней давности, эксперты говорят, что был он хоть и ярким, но хаотичным, а дома имели целью скорее поразить воображение, чем предложить жизненный комфорт делюкс-уровня. Впрочем, как отмечает управляющий партнер агентства недвижимости «Альфа Стар» Елена Юргенева, «предложений в элитном сегменте в 1997-2007 годах было так мало, а спрос на новое жилье так велик, что любой «элитный» застройщик был обречен на успех».
И что, за прошедшие 30 лет все изменилось до неузнаваемости? Пожалуй, не совсем: сегодня, как и десятилетия назад, каждый делюкс-проект — все та же «ручная работа», та же попытка подарить столице эмоциональную архитектуру, о важности которой часто говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, тот же поиск идеального сочетания эстетики и функционала. Другое дело, что, в отличие от своих предшественников, современные девелоперы обязаны учитывать великое множество факторов. Председатель совета директоров ГК «Стилобат» Лев Мазараки считает это важным результатом развития сферы real estate, и прежде всего — сегмента делюкс, в котором работает «Стилобат».
Лев Мазараки председатель совета директоров ГК «Стилобат»«Сегодня для долгой успешной работы на рынке недвижимости девелопер должен предлагать действительно уникальный проект, в первую очередь именно в делюкс-сегменте, где самые высокие требования к продукту. Поэтому важно учесть все: местоположение, архитектуру, концепцию проекта, его экономическую составляющую. Секрет успеха заключается в совместной работе инвестора и маркетолога. Они должны быть едины в ключевых аспектах — в восприятии продукта и стиля, в понимании рыночных тенденций и запросов клиентов. Все эти элементы способствуют формированию концепции проекта и его отличительных уникальных особенностей».
Наверное, в первую очередь по-прежнему приходится учитывать местоположение, хотя современная география делюкс-проектов кардинально отличается от изначальной. «В бытность мою молодым риелтором, в 2002-2008 годах, элитная застройка располагалась в пределах Садового кольца, преимущественно на Остоженке. Сегодня мы видим, что проекты за Третьим транспортным кольцом и в далеко не самом элитном окружении позиционируются как элитные и продаются по цене 1-2 млн рублей за квадратный метр. Чтобы продавать за баснословные деньги, девелоперу больше не нужно приобретать участок на Остоженке» — тут с Еленой Юргеневой не поспоришь.
Но и при такой «географической демократии» найти новый адрес для комплекса, который и девелопер, и будущие покупатели назовут бескомпромиссным делюксом, — задача не рядовая. Следуя логике Льва Мазараки, историческая аура и современная репутация района, его культурное и коммерческое наполнение, даже ассоциации, которые вызывает у москвичей его название, — все должно работать на восприятие проекта как части городской делюкс-коллекции. Кстати, наглядный пример такого подхода — клубный комплекс резиденций Lion Gate, для которого ГК «Стилобат» выбрала тихий уголок респектабельного Цветного бульвара.
А вот что изменилось кардинально, так это продуктовые предпочтения: от «тяжелого люкса» в стиле «я надену все лучшее сразу» сегмент прошел путь до «тихой роскоши», элегантной и куда более прагматичной. Фото: пресс-служба ГК«Стилобат»
Дмитрий Халин генеральный директор и управляющий партнер компании «Intermark Городская недвижимость» «В прошлом застройщики не особенно разбирались в том, что хотят покупатели, да и сами покупатели толком не понимали своих требований и измеряли благосостояние скорее размерами квартир, чем их функционалом. Из-за стремления к большим площадям в квартирах было много ненужного «воздуха», коридоры, холлы и прихожие могли занимать до 30% от общей жилой площади. Современные планировки стали более эргономичными и эффективными, жилье заметно уменьшилось по площади, но существенно выиграло по функционалу».
В проектах самого высокого класса, которые сегодня задумывают и реализуют девелоперы, эффектная архитектура должна сочетаться с функциональной наполненностью, а могущество современной инженерии — с теплом и удобством общественных пространств.
Булат Алимов заместитель председателя совета директоров ГК «Стилобат» «Сегодняшних покупателей делюкс-недвижимости отличает большой опыт знакомства с лучшими мировыми проектами этого сегмента и так называемая насмотренность. Многие из них обладают сформированным вкусом и опытом проживания в высококлассных апартаментах по всему миру и требуют от российских девелоперов такого же качества продукта».
Отсюда, из этой насмотренности, «выросли» в делюкс-сегменте мастер-спальни и просторные гардеробные, дополнительные ванные комнаты и санузлы, кладовые для хранения важных вещей, уютные лобби, где можно отдохнуть, провести встречу или даже поработать, и многое-многое другое. Отсюда, из серьезно возросших требований, появился широчайший диапазон делюкс-предложений — от пустых стен, в которых каждый волен создать свой собственный мир, до квартир и апартаментов, чье пространство ведущие мировые дизайнеры продумали до мельчайших деталей. Отсюда, из сформировавшегося вкуса, развилась потребность в разноплановой лайфстайл-идеологии проектов: для кого-то из делюкс-клиентов важна максимальная камерность и закрытость, возведенная в абсолют, другим необходима масштабная инфраструктура и активное общение с соседями и внешним миром.
Если сплести все это воедино, чтобы не было видно ни единого шва между местоположением и концепцией проекта, между его эмоциональным замыслом и материальным воплощением, между жизнью, которую ему прочили авторы, и жизнью, которой его наполнили резиденты, обычный объект недвижимости превратится в настоящее произведение градостроительного искусства. Как считают в ГК «Стилобат», это главное, чему московский рынок делюкс-недвижимости научился за свои 30 лет.
Источник