Ряд представителей компаний из различных сфер подтвердили Business FM постоянно растущие сложности в проведении расчетов через среднеазиатские банки: Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. По словам собеседников радиостанции, банки опасаются вторичных санкций, затягивают платежи и сроки рассмотрения сделок Банки Средней Азии вслед за китайскими и турецкими все чаще отказывают российскому бизнесу в платежах.
Причем это касается расчетов и в рублях, и в дружественных валютах, пишет РБК. Чаще жалуются на затяжку сроков рассмотрения сделок, реже — на ограничения по суммам переводов. Business FM узнала у бизнеса, работающего с трансграничными платежами, насколько критична ситуация и как это отразится на платежах в Китай. Банки сразу четырех стран — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — почти синхронно ужесточили требования к переводам из России и обратно, стали чаще запрашивать сопроводительную документацию, рассматривают сделки дольше, а иногда и вовсе возвращают перевод, если сумма была слишком крупная. Об этом Business FM рассказали все опрошенные бизнесмены, только у всех ситуация разная. Например, старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло работает с Казахстаном и Киргизией и отмечает большую разницу между ними:Георгий Властопуло старший партнер компании «Оптималог» «Что можно сказать по Казахстану. Действительно, усложнилась доставка денежных средств. Если эти взаиморасчеты идут в долларах США или евро, то срок доставки денежных средств может доходить до 20 календарных дней, потому что включается процедура комплаенса. Некоторые банки Казахстана вообще не ведут взаиморасчеты с резидентами РФ, некоторые банки достаточно лояльно относятся, но с учетом и правил процедур комплайенса. Если мы говорим о взаиморасчетах в юанях, то тут все гораздо сложнее, юани не принимаются из России даже казахскими банками, у них жесткое ограничение на прием юаней. Что касается Киргизии, платежи рублевые более-менее идут в отличие от валюты, там уже посложнее, то есть Киргизия выступает транзитной третьей страной. Понимая это, банки начинают процедуры комплаенса».
Другими словами, когда банки Средней Азии понимают, что денежный перевод может предназначаться для дальнейшей работы российской компании с турецкими или китайскими контрагентами, они начинают проверять все по десятку раз. Потому что, по сути, выступают транзитными банками и считают, что могут невольно способствовать обходу санкций США, а значит, рискуют подпасть под вторичные санкции и быть отрезанными от доллара и евро. Средний срок проведения платежей с банками стран Средней Азии увеличился до двух недель, суммы выше нескольких сотен тысяч долларов с высокой вероятностью возвращаются отправителю. Продолжает один из совладельцев автомобильных салонов Москвы Дмитрий:
«Ситуация не улучшилась, а только усугубилась. Трудно осуществимы платежи в иностранной валюте на территории Китая. Дружественные страны пытаются всяческим образом нам помочь поучаствовать в этих процессах. Финансовые потоки все-таки есть, но они не в том объеме, которые были ранее. После 1 октября 2024 года будет повышение утилизационного сбора на легковые транспортные средства, это коснется абсолютно всех объемов двигателя. И многие поставщики сейчас пытаются ускорить процесс закупки. Те, у кого есть возможности в дружественных странах, Киргизии, Казахстане, открывая компании, пытаются осуществить денежные переводы за границу в разные страны, не только в Китай. У кого-то это получается, менее крупные банки, которые не входят в топ-10, они, в принципе, пока еще проводят данные операции, но насколько это будет долгоиграюще, пока мы не знаем».
Еще более мрачно описывает ситуацию Юлия Чермашенцева, финансовый директор группы компаний ЕТЕ («Евротрансэкспедиция»):
Юлия Чермашенцева финансовый директор группы компаний ЕТЕ («Евротрансэкспедиция») «Страны Средней Азии по-прежнему сталкиваются с ограничениями в области международных переводов, связанных с санкциями и другими запретами. Страны Средней Азии предпочитают не принимать платежи из РФ, не отправлять валютные платежи со счетов российских компаний, открытых в банках, расположенных на их территории. Сложности по взаиморасчетам с Киргизией и Казахстаном: платежи зависают независимо от суммы, назначения платежа. Трекеров нет, и невозможно понять, на каком этапе возникли проблемы. Большинство платежей возвращается».
По оценке логистического бизнеса, в частности, компаний ПЭК, Digital ВЭД, GTL и Logita Trade — удлинение сроков расчетов за месяц составило около 15%, а доля отказов в обработке платежей выросла до 30% — и это еще оптимистичные подсчеты. Соснователь цифровой платформы для бизнеса Digital — ВЭД, член совета Московской «Деловой России» Анна Фомичева отмечает, что более-менее стабильным контрагентом остается только Киргизия:
Анна Фомичева Соснователь цифровой платформы для бизнеса Digital — ВЭД, член совета Московской «Деловой России» «На самом деле, Казахстан уже как месяца полтора не платит и не выступает как платежный агент. Да и вообще, кроме Киргизии, в Средней Азии у нас не осталось таких, знаете, надежных контрагентов, которые продолжают активно переводить денежные средства. Недели полторы или две назад Киргизия перестала переводить денежные средства за санкционку, за товары двойного назначения, и это говорит о том, что Киргизии тоже не так долго осталось, как нам хотелось бы. Другие страны, такие как Таиланд, например, через которые мы тоже платим, Индонезия, у них тоже есть страх вторичных санкций. Мы находимся постоянно в поиске новой страны, которая будет выступать платежным агентом. Мы, скорее всего, готовимся к тому, что будем ввозить в Киргизию, растамаживать там товар и платить НДС 12%, далее ввозить в Россию платить еще 20%. Такой сценарий тоже возможен».
Оценки, как дальше будет развиваться ситуация — от разных аналитиков похожи. Никто не сомневается, что банки будут ужесточать, так сказать, свои режимы денежных переводов и дальше — в ближайшие полгода точно. Китайские, турецкие банки, и игроки из бывших стран СССР — будут следить, изменится ли ситуация после выборов в США, по части санкционной политики.
Забегая вперед, вряд ли что-то изменится серьезным образом, но если только будет намек на смягчение — банки смягчат и свою политику — с Россией работать им всем очень выгодно.
Источник