В районе Южного порта построят миллионы квадратных метров жилой, социальной и коммерческой инфраструктуры. Разбираемся, чем интересен этот грандиозный проект Район Южного порта станет новой точкой притяжения горожан и туристов. Этому способствует масштабный проект развития территории. Жилые дома и школы, зеленые набережные, развлекательная инфраструктура и целая транспортная сеть на реке — в ближайшее время Южный порт должен радикально преобразиться.
Рассказываем, какое будущее его ждет и когда локация получит новую жизнь.От прошлого к будущему
Южный порт строили в 1937–1939 годах. Проект реконструкции Московского транспортного узла должен был превратить столицу в крупнейший речной порт страны — «порт пяти морей». В город стали прибывать крупнотоннажные корабли, им требовалось место для швартовки и погрузочных работ. Так и появился Южный порт, откуда позднее стали отходить и пассажирские суда.
В 2000-х годах порт утратил логистическую функцию, а значительные территории — промзона площадью 633 га, что составляет 35% всего района Печатники — постепенно приходила в упадок. Все изменилось несколько лет назад, когда город начал активно работать над реорганизацией бывших промышленных зон. Квартиры с видом на воду: новостройки на набережных Москвы-реки (Видео: телеканал РБК) Теперь Южный порт — место перемен, где построят 7,4 млн кв. м недвижимости. Из них 4,4 млн кв. м придется на жилые дома, а 260 тыс. кв. м — на социальные объекты. В районе появятся 11 учебно-воспитательных комплексов, отдельно стоящие детские сады и школы, объекты здравоохранения, пожарное депо, подстанция скорой помощи. А ближе к воде откроют большой амфитеатр, площадку для мероприятий, музеи, театры и кафе с террасами.
Южный порт уже изменился — заметно улучшилась его транспортная доступность. Недавно здесь открыли станцию метро Большой кольцевой линии «Печатники», скоро планируют построить станцию метро «Южный порт» салатовой ветки. Станция метро «Печатники» БКЛ(Фото: Ovchinnikova Irina Shutterstock) Время воды
Москва выделяется среди мировых столиц множеством набережных. Реки протекают в разных районах города, формируя разветвленную водную сеть. Ее тоже продолжат развивать: мэр Москвы Сергей Собянин объявил о разделении акватории Москвы-реки на 12 участков для регулярных и прогулочных маршрутов, занятий водными видами спорта и разовых мероприятий.
В 2025 году зонирование пройдет и в акватории Южного порта. Девелоперская компания FORMA разработала мастер-план с подробным описанием будущего устройства этой части реки. «Акватория Южной поймы стала первым опытным шагом для разработки плана зонирования. В рамках документа выделены зоны под движение регулярного транспорта и водного спорта: парусного судоходства, вейкбординга и гребли», — рассказал Илья Чепрасов, руководитель компании FORMA.
Акватория будет развиваться в несколько этапов. Первый завершится в 2024–2025 годах вместе с открытием причала для речного такси. Вторым этапом станет запуск спортивных активностей. Третий этап — открытие гавани — намечен на 2028 год.
Ключевой локацией Южного порта станет зеленая набережная длиной 2 км. Как сообщил Сергей Собянин, она станет частью непрерывного велопешеходного маршрута протяженностью 13 км и соединит новые жилые кварталы в Южном порту с ЗИЛом и Нагатино. Некоторые жители района смогут оказаться на набережной, сделав буквально пару шагов от дома. К ним относятся резиденты жилого комплекса Portland из восьми корпусов, которые введут в эксплуатацию в 2025 и 2028 годах. «Особенность этого проекта в том, что жители смогут безбарьерно, можно сказать в тапочках, пройти от лобби дома прямо до набережной», — уточнил Илья Чепрасов. Проект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .ВизуализацияПроект Portland от FORMA .Визуализация Застройщик планирует потратить на благоустройство территории ₽1,1 млрд. Более половины суммы инвестируют в благоустройство набережной, 400 м из которой войдут в состав проекта Portland, оставшуюся часть — в элементы водной инфраструктуры. Будут построены понтонный бассейн, гавань для катеров и яхт, аркада-променад с видовой террасой и пышным парком на крыше.
Элементы водной инфраструктуры станут не только местом для прогулок и занятий спортом. Понтон и причальный пирс будут использовать как место стоянки для водного такси. «Думаю, сервис такси откроется уже в следующем году. Его клиенты смогут через приложение заказывать себе рекреационные прогулки. Также можно будет использовать катера как классическое такси, чтобы добраться из дома на работу», — объяснил Илья Чепрасов. Вид сверху на набережную. Проект Portland. Визуализация Набережные как точки притяжения
Прибрежное пространство в Южном порту — часть большой городской программы по благоустройству набережных. За последние 11 лет в Москве преобразили около 100 км пешеходных зон у воды.
«Программа движется очень активно. Это и транспортное обслуживание, и застройка берегов. Водный транспорт тоже начал работать. По сравнению с 2014 годом у набережных появилось значительно больше рекреационных, спортивных, деловых функций. Южный порт — новый район, как «Москва-Сити», только на юго-востоке», — заявил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы.
Один из самых масштабных проектов по реконструкции набережных Москвы-реки — Симоновская набережная. «Думаю, это самый сложный проект в программе. Это связано с тем, что там очень сложный рельеф, требуются непростые и дорогостоящие инженерные решения, — объяснил Кузнецов. — Идея в том, чтобы с помощью набережных соединить территории ЗИЛа и Южного порта с центром города. Сейчас этой связи нет, но она будет создана». Регата на фоне строящихся корпусов проекта Portland(Фото: пресс-служба FORMA) Градостроительные изменения позитивно скажутся на жителях близлежащих домов. Например, резиденты городского квартала FØRST на Симоновской набережной смогут открыть для себя новые сценарии жизни с прогулками и занятием спортом у воды. Благодаря связи городских набережных им также будет легче добраться до мест работы и учебы в других частях города.
«Необычная архитектура FØRST легко вписывается в окружение, — уверен Александр Ким, заместитель руководителя компании FORMA. — Благодаря натуральной клинкерной плитке на фасаде создается эффект скалистой горной породы северных фьордов: эффектный вид со стороны Москвы-реки или с прогулочного катера. Нордический характер выбран неспроста — нам хотелось создать надежный дом-скалу, чтобы украсить эту часть берега реки».
Развитие набережных повлечет за собой несколько позитивных перемен. Город получит новые благоустроенные зоны, а жители — места для отдыха. Инвесторы же наверняка оценят повышение ликвидности квартир в жилых проектах у воды.
«Если мы говорим об объектах у воды, я думаю, что наиболее ликвидной и повышающей качество проекта характеристикой является как раз благоустройство набережных, создание всей необходимой инфраструктуры для жителей, — рассказала Анна Мармуридзис, директор по развитию бизнеса департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers. — Объекты у воды продаются по более высокой цене. Средневзвешенная стоимость квадратного метра в Москве составляет порядка ₽520 тыс. за 1 кв. м. В объектах у воды с красивыми видовыми характеристиками цена составляет уже порядка ₽720 тыс. за 1 кв. м».
Источник