На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фокус внимания

15 подписчиков

Буллинг в школах: есть ли эффективное решение?

Буллинг в школах: есть ли эффективное решение?

В нашем детстве не существовало термина «буллинг», однако о травле в школе со стороны сверстников многие знают не понаслышке. 

Разговор о взаимоотношениях между детьми становится все более актуальным как среди родителей, так и среди педагогов. Психологи предупреждают – буллинг в детстве отражается на человеке во взрослом возрасте.

 

Нередко травма из прошлого оставляет слишком болезненный след, от которого так и не удается избавиться.

Эксперт в сфере образования и основатель школы «Вектор» Денис Бикбаев ответил на вопрос о том, как работают с проблемой буллинга в частных и государственных школах, и какие рычаги воздействия есть у преподавателей?

Буллинг в частной и государственной школе: в чем разница

Данные, полученные от школьных психологов рисуют довольно тревожную картину. По статистике каждый второй учащийся средней школы хоть раз сталкивался с актами насилия со стороны одноклассников. 

Запугивание, издевательство и любого рода травля объединены таким понятием, как «буллинг».

Проблема буллинга в частных и государственных школах во многом схожа. В современной действительности дети испытывают повышенное давление со стороны интернета: социальных сетей и различных телеграм-каналов, которые они смотрят бесконтрольно. 

Ситуацию усугубляют произведения современной массовой культуры, в первую очередь речь идет о популярных сериалах. Последние наделавшие шуму фильмы также формируют неправильное восприятие нормального человеческого общения у ребенка, чья психика еще не окрепла и остается очень восприимчивой.

У частных школ есть ряд преимуществ, но эксперты говорят, что травля происходит повсеместно, а главная цель системы образования состоит не в борьбе с буллингом, а в предупреждении проблемы. Опыт частных образовательных организаций

Хоть буллинг и стал распространенным явлением в школах, в частных организациях травля случается значительно реже, нежели в муниципальных. Причин тому несколько.  Квалифицированные сотрудники В любой частной школе есть кабинет психолога, в котором работает квалифицированный специалист, понимающий, как работать с детьми. Кабинет психолога может быть и в современной государственной школе, но он скорее номинальный. Небольшое число учащихся  У педагогов частных школ есть одно неоспоримое преимущество – количество детей в классе не превышает 15 человек, а значит учителя имеют возможность уделить внимание каждому ребенку. 

Психолог оказывает помощь классному руководителю, проводя точечную работу. Кроме того, в каждом классе выделяется время на индивидуальное и коллективное общение (классные часы), в результате которых подобные тенденции выявляются и прорабатываются. 

Помимо этого учителя частных школ освобождены от дополнительной нагрузки в виде отчетов и прочей бумажной работы.

У учителей в частной школе есть больше времени. Они могут уделить внимание каждому ребенку, увидеть процесс в самом его зародыше и решить его на уровне связки классный руководитель – родитель, либо классный руководитель – родительский комитет.

В частной школе представленная схема взаимодействия работает быстрее и более точно по сравнению с государственным учреждением, где в классе минимум 30 человек. Вовлеченность родителей В частном образовании родители зачастую более мотивированы и готовы оперативно и глубоко включаться в данный вопрос. Этой практики значительно не хватает в государственной школе, где «дойти до директора» практически невозможно. Контроль директора  Еще один фактор, который зачастую опускают, но говоря о буллинге, его значимость не стоит приуменьшать. 

Административный персонал школы, в частности директор учебного заведения, должен контролировать подобные проблемы и координировать работу администрации по выявлению и профилактике проблемы буллинга. 

Однако в муниципальной школе, когда директор один на несколько корпусов школ и детских садов, полноценно уделить внимание этой задаче сложно. Микроклимат в классе  Ограниченное количество учеников в классе и акцент на всестороннее развитие ребенка позволяет педагогическому составу корректировать атмосферу или микроклимат в классе. 

Учителя обращают внимание на то, как складываются отношения и взаимодействие учеников, а совместные мероприятия позволяют в нужный момент скорректировать ситуацию. 

рупповые занятия направлены на развитие таких качеств как коммуникабельность, доброжелательность, доверие и взаимопомощь, что позволяет положительно влиять на обстановку в классе.

Все перечисленные факторы подталкивают нас к одному простому выводу – положительный опыт частных школ может быть воплощен и в муниципальных образовательных учреждениях. 

Очевидно, что меньшее количество учеников в классе и отсутствие чрезмерной нагрузки на педагогический состав в виде отчетов и прочей бухгалтерии, позволяет учителям выполнять свою главную функцию – быть проводником для знаний и союзником каждого ученика на его школьном пути. 

«Обязанность педагога не сводится к изложению информации и проверке домашнего задания. Роль учителя куда шире и значимее. Но когда педагог загружен отчетностью и вынужден курировать 30 человек, у него не остается возможности для наблюдения за тем, как чувствуют себя и как общаются ученики».

Психологическое состояние школьников напрямую влияет на их обучаемость, способность усваивать новый материал и вообще на желание посещать уроки. Практика частных школ показала, как важно уделять этой стороне вопроса внимание.

Как помочь ребенку

Важно понимать, что ребенку, попавшему в такую ситуацию, сложно справиться с ней в одиночку.

Дети, которые терпят издевательства молча и никому не рассказывают о своем положении, «забирают» эту сложность во взрослую жизнь. В дальнейшем детская травма может дать о себе знать через повышенную тревожность, чувство социальной незащищенности, замкнутость и недоверие к окружающим, завышенные требования к себе и трудности в построении личных отношений.

По мнению эксперта, участие родителей в жизни ребенка рассматривается как первая линия защиты от травли. Детям требуется внимание и поддержка родителей. 

От того, как налажены отношения в семье, во многом зависит сможет ли ребенок преодолеть сложную ситуацию в школе и как она отразится на нем в дальнейшем. Но сегодня мы говорим о том, какие рычаги влияния есть у преподавателей.

Вопросом школьной травли может заниматься только подготовленный специалист – детский педагог-психолог, понимающий проблему изнутри и знающий все тонкости подростковой психологии. 

Рычаги воздействий у классных руководителей частных и муниципальных школ мало чем различаются. Однако во втором случае работают немного хуже, потому как школьный психолог на муниципальную ставку, это не тот специалист, который готов работать полноценно и в должной мере вовлекаться в процесс.

В государственной школе психолог либо числится для отчетности, либо полностью отсутствует за неимением кадров и соответствующих финансовых средств на заработную плату для этой категории сотрудников.

Понимая, как важен грамотный психолог и помощь педагогического состава, муниципальные школы имеют все возможности улучшить ситуацию, связанную с травлей. 

Если в штате школы будет присутствовать специалист, учителей освободят от лишней нагрузки, а связь между родителями и персоналом образовательного учреждения окажется налажена, неприятные эпизоды можно будет своевременно замечать и пресекать. Впоследствии такой подход поможет предупредить ситуацию. 

Решать проблему с буллингом требуется до ее возникновения – на стадии заботы о психологическом комфорте учеников и до зарождения конфликта. Пример частных школ дает понять, насколько большую значимость имеет эта составляющая образовательного процесса.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх