Столичный гостиничный рынок на подъеме, и, по мнению экспертов, мест размещения можно и нужно строить больше. По данным Мостуризма, в этом году в городе должны появиться минимум девять новых отелей. Хотя туристические перспективы Москвы связаны не только с гостиничным сегментом Отели Москвы дорожают, причем довольно стремительно.
По данным Hotel Advisors в выборке компании IBC Real Estate*, за год (с января-июня 2023 года по январь-июнь 2024 года) доходность на номер в столичных гостиницах выросла более чем на 50% и составила 7,4 тысячи рублей. Средняя цена на номер дошла до отметки 10,1 тысячи рублей, продемонстрировав рост на 39% в годовой динамике и на 65% в динамике двух лет. Загрузка гостиниц Москвы по результатам шести месяцев 2024 года находится на уровне 73% (плюс 5 процентных пунктов год к году).«Наибольший прирост доходности на номер по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в люксовых гостиницах Москвы — на 80%, с 9,7 тысячи до 17,5 тысячи рублей. Рост показателя обеспечило увеличение как загрузки люксовых гостиниц на 19 процентных пунктов (до 59%), так и средней цены на номер на 23% — с 24 тысяч до 29,7 тысячи рублей», — делятся подробностями авторы исследования.
По их данным, с точки зрения загрузки столичных гостиниц среди всех сегментов лидерами являются верхний предел среднего и среднеценовой — 78% (плюс 4 процентных пункта) и 77% (плюс 5 процентных пунктов) соответственно. Рост доходности на номер в обоих сегментах год к году составил: в среднеценовом сегменте — с 3,4 тысячи до 4,8 тысячи рублей и в верхнем пределе среднего — с 4,5 тысячи до 6,5 тысячи рублей.
Как считают в IBC Real Estate, позитивная динамика обусловлена ростом как внутреннего, так и въездного туризма. По данным Росстата, за пять месяцев 2024 года турпоток в Москву составил 8,3 млн поездок, что на 18% больше, чем в январе-мае прошлого года. Понятно, что особенно интенсивно Москва принимает туристов летом: в этом году поездки в столицу — это около 4% всех организованных летних путешествий, более 8 млн россиян собираются посетить столицу в период с июня по август.
«Востребованность Москвы как туристического направления продолжает увеличиваться вместе с ростом потребительского потенциала, поэтому город активно развивает все направления. Согласно программе по развитию туризма в Москве, уже в 2030 году столица примет 52 млн гостей, большая часть которых (24 млн человек) приедут в рамках наиболее популярного направления — в культурно-познавательных и развлекательных целях. В этой связи большое внимание уделяется развитию проектов культурного наследия и развлекательных кластеров для семей с детьми. Целью приезда в столицу еще 8 млн человек (15%) станет деловой туризм, который в свою очередь стимулирует другие виды туризма. Более 7 млн человек (14%) привлечет событийный туризм, около 6 млн (11%) — образовательный», — делятся подробностями в IBC Real Estate.
В этой связи важно отметить, что с начала 2024 года в Москве открылись уже четыре качественных отеля совокупно на 529 номеров: Double Tree Moscow Arbat (99 номеров), Stella di Mosca (65 номеров), Cosmos Smart Moscow Semenovskaya (120 номеров), Glenver Garden (245 номеров). До конца года ожидается открытие четырехзвездочной гостиницы White Sea (218 номеров), и в случае реализации этого объекта номерной фонд столицы увеличится за год на 747 номеров, что станет рекордным показателем с 2018 года, когда в Москве были открыты девять гостиниц общим номерным фондом почти в 2 тысячи номеров, напоминают эксперты компании.
Своей отельной статистикой поделилась и компания Commonwealth Partnership (CMWP)*. Как следует из ее аналитического отчета, прирост доходности на номер на столичном рынке продолжает ставить рекорды: за первое полугодие 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года он составил 49,1%, при этом больше всех прибавили именно самые дорогие отели (71,5%).
В первом полугодии 2024 года в Москве набранный в конце 2023 года темп роста спроса на гостиничное размещение продолжал удерживать тарифы от существенного снижения, даже несмотря на краткосрочное корректирующее влияние внешних факторов в марте. Если сравнить динамику помесячных показателей средней цены на номер в этом году с аналогичными данными за более или менее спокойные 2019 и 2023 годы, то колебания спроса в целом повторяют сезонные изменения, а влияние прочих факторов носит краткосрочный характер, отмечают эксперты компании.
Достигнутые результаты для рынка качественных отелей Москвы являются не только следствием экономического роста и деловой активности в столице, но и признаком дефицита качественного номерного фонда. «Объем будущего предложения (к открытию после 2027 года) на московском рынке по-прежнему остается низким, с крайне малым числом новых гостиничных номеров современного стандарта», — добавляют в CMWP. Впрочем, с точки зрения рынка недвижимости туризм — это не только гостиницы (хотя они, конечно, в первую очередь), но и общественные пространства, культурные и гастрономические точки притяжения, объекты культурного наследия и многое другое. Тут стоит напомнить, что 1 августа стартовал форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030». На более чем 30 площадках можно наглядно познакомиться не только с достижениями и главными инфраструктурными проектами последних лет, но и с новыми решениями и планами до 2030 года. О том, что столица может предложить туристам сегодня и что готова будет предложить буквально завтра, BFM.ru рассказала начальница управления программно-целевого планирования комитета по туризму города Москвы Ольга Нечаева.
Какое место туризм занимает в экономике Москвы и каковы столичные туристические планы на ближайшие пять-десять лет, а если есть, то и больше?
Ольга Нечаева: Московская индустрия гостеприимства приносит городу значительный доход. Например, вклад туризма в городской бюджет за 2023 год оценивается в 178 млрд рублей. На эти деньги можно построить 70 школ или 16 километров новых линий метро. В целом в прошлом году оборот туриндустрии впервые после рекордного 2019 года превысил триллион рублей (1,3 трлн). Важно подчеркнуть, что в современном мире туризм — это многоотраслевой сектор экономики. В формировании и реализации турпродукта сегодня задействованы более 50 отраслей: гостиничный бизнес, туроператоры и турагенты, рестораторы, сфера культуры и развлечений, розничная торговля, транспорт и так далее. Поскольку турпоток в наш город постоянно растет и очень скоро превысит доковидный уровень, мы прогнозируем и увеличение городских доходов от туризма. Например, в первом квартале этого года мы приняли 5,86 млн гостей — на 20% больше, чем в 2019 году. Объем туристско-экскурсионного потребления за этот период оценивается более чем в 300 млрд рублей, а объем поступлений в бюджет — более чем в 40 млрд рублей. По предварительным оценкам экспертов, к 2030 году число туристов, приезжающих в Москву, может составить около 52 млн человек, это более трети (35%) от общего числа туристов России. Прогнозируется, что благодаря этому выручка отрасли вырастет в 2,7 раза и достигнет более 3,5 трлн рублей, вклад в ВРП увеличится до 8%, а объем «туристических денег» в доходной части бюджета — до 500 млрд рублей.Впечатляет. Понятно, что туризм — это прежде всего инфраструктура. Что сегодня строится и создается в Москве? И, опять же, каковы планы на обозримое будущее?Ольга Нечаева: Сегодня в нашем городе насчитывается около 2 тысяч объектов гостеприимства разного формата и разных ценовых категорий. Это и бутик-отели в исторических зданиях, и комфортные семейные гостиницы, и бюджетные варианты размещения. При этом город стремится расширять гостиничный фонд, чтобы у туристов было больше возможностей для выбора по стоимости отеля, его формату или расположению в городе. В прошлом году в Москве открыли пять отелей на более чем 400 номеров, за первое полугодие этого года — еще четыре гостиницы, и в планах до конца года — еще пять. Наша задача — создать к 2030 году еще 25,7 тысячи номеров. По экспертным оценкам, в 2030 году уровень загрузки отелей достигнет 80% — достаточно, чтобы обеспечивать оптимальную экономику отрасли и в то же время не создавать ненужный ажиотаж из-за дефицита мест.Но туристическая инфраструктура — это и другие объекты…Ольга Нечаева: Совершенно верно! Это еще и удобная навигация — для того чтобы проще было ориентироваться в городе, есть сеть туристско-информационных центров (ТИЦ), которые помогают гостям познакомиться со столицей. Еще есть специально построенные экспозиции для фестивалей, которые каждый год собирают множество посетителей. Нельзя в этом перечне не упомянуть исторические здания, вовлеченные в туристические проекты — например, «Усадьбы Москвы» объединили 40 старинных усадеб. Отдельная тема для разговора — новые достопримечательности города, такие, скажем, как кинопарк «Москино», детские технопарки или будущий кластер видеоигр в «Сколково»: это новые точки притяжения с большим туристическим потенциалом. А еще есть благоустроенные парки и набережные, городские пляжи и пешеходные улицы, ботанические сады и экотропы. И современная инфраструктура здравоохранения — ведь медицинский туризм становится все более востребованным направлением… В целом вся Москва — единое комфортное пространство для жизни, следовательно, и для отдыха. И это результат сразу многих процессов: благоустройства общественных мест, реставрации памятников архитектуры, развития гастрономической сети и так далее. В итоге Москва становится городом, где хочется гулять, а не только проходить маршрут от одной достопримечательности к другой, городом, куда можно приезжать просто ради атмосферы.Вы упомянули названия, которые не всем москвичам-то знакомы, не то что туристам из других регионов и стран. Расскажите поподробнее, например, чем могут помочь людям ТИЦ?Ольга Нечаева: Для рассказа обо всем одного интервью точно не хватит, поэтому поделюсь лишь некоторыми подробностями. Начнем с навигации для туристов, которая в современной Москве представлена не только стандартными информационными табличками. Мы создаем и высокотехнологичную инфраструктуру, от компактных мультимедийных стоек до интерактивных экранов в полный человеческий рост, с интеграцией с туристическим сервисом RUSSPASS. Они расположены на территории ВДНХ — очень популярной московской достопримечательности, и не просто указывают направление, но и рассчитывают расстояние в метрах до выбранной точки, подсказывают короткий маршрут, даже помогают купить билет на выставку или забронировать столик в ресторане. А туристско-информационные центры уже стали местом притяжения жителей и гостей Москвы: с января по май этого года их услугами воспользовались около 250 тысяч человек. ТИЦ можно найти в популярных у туристов местах, например в парках «Зарядье» и «Остров мечты», на речных вокзалах. Профессиональные экскурсоводы проконсультируют по десяткам тем, предложат прогулочные маршруты, запишут на бесплатные экскурсии, даже помогут телефон зарядить.Так, а что это за проект — «Усадьбы Москвы»?Ольга Нечаева: Московские усадьбы — традиционно важная точка притяжения гостей. За последние годы их популярность еще больше выросла. Москва активно занимается реставрацией исторических зданий, приводит в порядок усадебные парки. Например, сегодня восстанавливают один из уникальных памятников — усадьбу Шереметевых в Останкине, главная жемчужина которой — единственный в своем роде деревянный дворец. Реставрация Останкина ведется с 2013 года, по некоторым оценкам, это самый крупный российский реставрационный проект со времен послевоенного восстановления усадебных пригородов Санкт-Петербурга. А чтобы сделать усадьбы еще привлекательнее для гостей, их вовлекают в современную культурную жизнь города. В числе предложений даже исторические пикники: вот прямо сейчас, до 15 сентября, в 40 городских домах и загородных поместьях проходит фестиваль «Усадьбы Москвы». На площадках фестивалей «Московское чаепитие» и «Усадьбы Москвы» можно увидеть экспозиционную застройку: там и стилизованные чайные домики, и мобильные павильоны «Городская дача» с особой летней атмосферой. Многие из таких экспозиций потом используются круглый год в других городских событиях и становятся новыми городскими достопримечательностями. Кроме того, Москва развивает концепцию города-курорта — места, где можно не только познакомиться с множеством уникальных достопримечательностей, но и просто отдохнуть. В столице более 1000 парков и скверов — это прекрасные места для прогулок и релакса, 23 пляжные зоны — провести время у воды и поплавать можно в восьми московских парках, на 11 площадках «Московских сезонов», а кроме того — в Лужниках, в сквере у Северного речного вокзала, на территории «Острова мечты» и в открытом бассейне спорткомплекса «ЗИЛ». Наконец, как я уже говорила, все более востребованным направлением становится медицинский туризм. Его развитию будет способствовать получение туроператорами международной сертификации по медицинскому туризму в соответствии со стандартами стран ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Мы прогнозируем, что к 2030 году для получения медицинских услуг в Москву будут приезжать до 1,6 млн человек.Насколько Москва в части создания инфраструктуры «завязана» на федеральные программы, и если серьезно «завязана», то на какие в первую очередь? Или столица ориентируется больше на собственные ресурсы и деньги инвесторов?Ольга Нечаева: По большому счету Москва стремится к золотой середине, к балансу между участием в федеральных программах, собственным вкладом и привлечением бизнеса. Безусловно, мы развиваемся в общем контексте, в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Например, в этом году уже пять организаций в Москве получили одобрение на льготный кредит на строительство отелей в рамках федеральной программы. Но, повторю, в основе нашего подхода к созданию инфраструктуры лежит комплекс действий: и федеральная поддержка, и городские программы, и инициативы инвесторов.Кстати, как строятся взаимоотношения города и туристических инвесторов? На какую помощь, какие программы и меры поддержки они могут рассчитывать?Ольга Нечаева: Москва занимает первую строчку в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Причем это связано не только с очевидными плюсами столицы, но и как раз с тем, насколько качественно город выстраивает отношения с инвесторами. Разумеется, бизнесу интересна и туристическая сфера, где у Москвы тоже есть для него предложения. Например, у предпринимателей популярна программа льготной аренды недвижимости «1 рубль за квадратный метр в год». По ее условиям инвесторы могут принять участие в специальных аукционах, отремонтировать неэффективно используемое здание (в том числе памятник истории и культуры) и открыть в нем отель, пользуясь специальной налоговой льготой. Кроме того, с прошлого года в гостиничной сфере развивается механизм концессий. Город передает инвестору объект недвижимости на определенный срок, а инвестор за свой счет проводит реконструкцию здания, открывает отель и получает доход. По этим двум льготным программам в столице инвесторам на сегодня переданы девять зданий. Уже открыты два отеля по программе «рубль за метр» — в конце 2023-го и в начале 2024 года. Еще три гостиницы в зданиях-памятниках сейчас проектируются. Надо сказать, что у туристов, особенно иностранных, очень популярны отели-бутики в исторических зданиях: например, бывший императорский Путевой дворец или московские дворянские усадьбы. Пожить в таких местах во время путешествия — особое удовольствие. Поэтому город дает возможность предпринимателям за свой счет отреставрировать объект культурного наследия и потом использовать его как гостиницу, соблюдая все охранные требования.И ведь это не единственные примеры?Ольга Нечаева: Конечно, нет. Например, мы вовлекаем такие объекты в событийную туристическую повестку, чтобы погрузить гостей в атмосферу исторической Москвы в разные эпохи ее существования. Это наш проект «Усадьбы Москвы», о котором уже говорили. Впервые фестиваль состоялся летом 2023 года: тогда программа проходила в Коломенском, Царицыне, Кускове, на других исторических площадках. В 2024 году проект объединил уже 40 усадеб. Участвуют в туристической жизни Москвы и те здания-памятники, где располагаются музеи, учреждения и даже иностранные посольства. Несмотря на их «занятость», несколько раз в год здесь проводят дни открытых дверей, организуют экскурсии (например, в такие особняки можно попасть в Дни культурного наследия). А если вернуться «в настоящее», то возможности для строительства новых отелей инвесторам создает в том числе городская программа комплексного развития территорий. Так, в структуре активных на сегодня проектов КРТ заложено 30 гостиниц — около 7 тысяч номеров, около 800 тысяч квадратных метров. Причем расположены они будут в разных частях города, включая ТиНАО и Зеленоград. Наконец, хорошим подспорьем для предпринимателей служат ресурсы отраслевого портала «RUSSPASS.Бизнес». Портал быстро развивается, и на нем будут появляться новые возможности и поддержка для бизнеса.Как Москва продвигает себя на международном туристическом и, в частности, международном инвестиционном рынке? Есть ли тут какие-то отдельные подходы?Ольга Нечаева: Сейчас Москва активно работает со странами БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона. Прежде всего мы способствуем росту взаимных турпотоков и для этого создаем все условия для развития диалога между отраслями столицы и других стран. Например, в июне на Первом туристическом форуме БРИКС были заключены соглашения между туристическими компаниями. Мы ожидаем, что только благодаря этим 12 соглашениям в Москву приедут около 30 тысяч туристов. Кроме того, Мостуризм выступает единым окном для зарубежной отрасли в сфере MICE — для взаимодействия со столичными площадками, столичной туротраслью. Это упрощает механизмы взаимодействия и стимулирует инвестиционный интерес со стороны иностранных партнеров.
Еще одно направление, которое Ольга Нечаева выделяет особо, — международные конференции, направленные на MICE-отрасль, которые проводятся за рубежом. «Например, этой весной Мостуризм организовал конференцию Shaping MICE Future в Дели. Она объединила более 100 участников из обеих стран. Представители индийской MICE-индустрии приняли участие в b2b-переговорах, чтобы найти новых перекрестных партнеров в московской деловой среде и среди представителей гостиничного бизнеса. Такие конференции помогают презентовать Москву как деловую дестинацию — город, где можно организовать свое бизнес-мероприятие любого масштаба», — говорит эксперт.
С этой же целью работает программа подготовки амбассадоров Москвы в Индии. «Ее участники получают полезные практические подсказки для формирования лучших программ пребывания индийских корпоративных клиентов — от выбора времени поездки до подбора отелей и событийной повестки. Пилотный поток Moscow MICE Ambassadors был успешно реализован в 2023 году совместно с Ассоциацией индийских MICE-агентов (NIMA), 50 членов ассоциации получили первые сертификаты. Ожидается, что в этом году выпускниками программы станут 200 специалистов», — подводит черту Ольга Нечаева.
Источник