Доля россиян, готовых получать черную зарплату и работать без официального оформления трудовых отношений, продолжает снижаться. Но все равно на такие условия готовы 37% граждан трудоспособного возраста, подчеркивает колумнист Исследовательский центр сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob обнародовал результаты традиционного общероссийского опроса о готовности россиян трудоспособного возраста старше 18 лет (по российским законам трудоспособный возраст начинается с 16) получать зарплату в конвертах и работать без трудового соглашения.
По сути, этот опрос можно считать своеобразным «индексом честности» российского рынка труда. Количество несогласных работать на теневом рынке труда (42%) все-таки превысило долю тех, кто согласен (37%). Такое превышение регулярно отмечается с июля 2023 года.Тем не менее до сих пор более трети трудоспособного населения не против того, чтобы работать и зарабатывать нелегально. И это очень много. Причем мужчины, а их среди работающих россиян большинство, согласны на такие условия в полтора раза чаще, чем женщины (43% против 30%). Кроме того, самые высокие показатели согласия на нелегальное трудоустройство зафиксированы у россиян в самом активном «трудовом» возрасте 35-44 года (40%) и в категории граждан с относительно низкой зарплатой, до 50 тысяч рублей (41%). Такие доходы имеют примерно половина работающих россиян: 50 тысяч рублей — медианная зарплата в России на середину 2024 года.
С одной стороны, желающих работать нелегально в России с каждым годом становится меньше. Когда SuperJob начинал проводить подобные опросы 15 лет назад, на зарплаты в конвертах соглашались 60% опрошенных. С другой стороны, и сейчас 37% не побоялись честно сказать, что готовы быть трудовыми «нелегалами». Причем некоторые из несогласных с большой долей вероятности просто не решились сказать правду. Кроме того, еще 21% затруднились ответить. Такое уклонение от ответа на вполне простой и однозначный вопрос означает, что среди этих затруднившихся большинство как минимум не исключают возможности получать черные зарплаты.
Что означает такой расклад для экономики? Получать зарплату в конверте и работать без трудового договора значит не иметь возможность взять кредит (разве что заем в микрофинансовой организации, где не требуют справку о доходах, под гигантские проценты), не платить налоги, не иметь права на социальные пособия, работать без малейших гарантий защиты собственных трудовых прав.
Больший процент согласных на такие условия среди тех, кто зарабатывает ниже 50 тысяч рублей в месяц, тоже очень показателен. Если вы зарабатываете мало и отчаялись найти более высокооплачиваемую легальную работу, логично, что у вас выше готовность рисковать и работать «в черную».
Одним из главных возражений против повышения подоходного налога и введения прогрессивной шкалы всегда были опасения, что некоторые люди начнут занижать доходы, чтобы избежать прогрессии. Недавно министр финансов Антон Силуанов публично выразил сомнения в том, что россияне начнут уклоняться от нового повышенного прогрессивного НДФЛ. «Мы в начале говорили, что один из принципов, который мы закладывали при подготовке изменений, наша налоговая система должна быть конкурентоспособной. Говорить о том, что ради этих изменений люди будут нарушать закон, а это, кстати говоря, ответственность существенная, в том числе уголовная, мне кажется, что вряд ли это произойдет», — сказал министр.
Судя по опросу SuperJob, желающие вполне могут найтись. Причем они будут не занижать базу доходов, а попросту «не светиться» перед государством.
Достойная белая зарплата имеет массу преимуществ в повседневной жизни, и россияне это хорошо поняли. Неслучайно доля «конвертников» с 2009 года в таких опросах постоянно сокращалась. Доступ к кредитам, налоговым вычетам, социальным пособиям дают только легальные доходы. Но остающаяся даже при рекордно низкой официальной безработице проблема невысоких зарплат в некоторых секторах экономики, высокий уровень безработицы в ряде регионов повышает «спрос» граждан трудоспособного возраста на неформальные трудовые отношения. Причем даже вариант ИП с пониженным налогообложением по отношению к стандартному подоходному налогу может оказаться для значительной части россиян непривлекательным.
Повышение налога на прибыль компаний тоже может стать причиной роста теневого рынка труда — некоторые некрупные работодатели будут готовы пойти на «оптимизацию» расходов таким старым проверенным способом.
Важно понимать, что высокий процент готовых работать на нелегальных условиях за черную зарплату — это всегда показатель значительной бедности населения и недоверия государству. И что условия, при которых абсолютное большинство трудоспособных граждан считают неприемлемым для себя получать зарплаты в конверте, тоже обязано создавать государство.
Источник